Обзор типов каяков и видов каякинга

Каяки бывают следующих типов:

1. Пляжные.


Предназначены для небольших прогулок в акватории пляжей. Такие каяки часто можно встретить в прокатах у прибрежных отелей. Как правило, это каяки Sit On Top с открытой декой, реже – широкие и короткие (до 3.5 – 4м для одноместных каяков) Sit in каяки с закрытой декой и одним гермоотсеком. Они рассчитаны на непродолжительные прогулки в акватории пляжа в хорошую погоду, имеют высокую начальную остойчивость, но низкие ходовые свойства и высокую парусность. Как правило, не имеют рулевого управления. Часто не имеют никакого внутреннего аутфиттинга (сиденья и ножные упоры сформированы в самом корпусе из полиэтилена). К пляжным каякам можно также отнести и некоторые надувные суда (типа недорогих надувных байдарок Эксплорер (Explorer)). Однако такие надувные суда не стоит применять на море из-за слишком большой парусности.


2. Рыболовные.


По обводам и внешнему виду похожи на пляжные, и практически в 100% случаев -это каяки Sit On Top. В отличие от пляжных – имеют специальные отсеки для рыбы и снаряжения, а также подставки для удочек. Есть модели с ножным педальным приводом. Дороже, чем чисто пляжные модели.


3. Прогулочные.


Эти каяки занимают промежуточное положение между морскими и пляжными каяками. Они, также как и пляжные – рассчитаны на людей, не имеющих никакой подготовки. Также как и пляжные каяки – относительно недороги. В отличие от пляжных – имеют чаще закрытую деку, могут иметь бедренные упоры и рулевое управление, также имеют 1 или 2 гермоотсека. Их ходовые и мореходные качества – более высокие, чем у пляжных, но более низкие, чем у морских каяков. Типичная длина прогулочных каяков – 3.5 – 4.8м для одиночных каяков, 4.5 – 5.5м для каяков-двоек, ширина - 0.58 – 0.7м для одиночек, 0.7 – 0.8м для каяков-двоек. Предназначены для прогулок по внутренним водным путям и в прибрежной зоне закрытых морей (типа Черного моря).


4. Классические морские каяки.


Среди каяков, предназначенных для гладкой воды (т.е. не для сплава по горным рекам) – классический морской каяк - это наиболее универсальный тип каяков. Современный морской каяк – это судно достаточно маневренное, чтобы пройти по небольшим рекам и протокам, и в тоже время – достаточно мореходное, чтобы отправиться в путешествие по прибрежной морской полосе, и достаточно скоростное, чтобы заняться фитнесом или поучаствовать в марафонской гонке. На некоторых морских каяках ходят по акваториям открытым морей и океанов и даже прыгают через скалы в морском прибое (это называется Рок Гарденинг (rock gardening) ). Характерные размеры морских каяков: длина 5 – 5.5м (для одиночек), 5.8 – 6.5м (для двоек), ширина – 52-58 см для одиночек, 65-70 см для двоек. В отличие от прогулочных каяков – они имеют большее относительное удлинение (отношение длины по КВЛ (конструктивной ватерлинии) к ширине на миделе), лучшие скоростные качества и лучшую мореходность. Обязательные атрибуты морского каяка – наличие сиденья с регулируемой спинкой, бедренных и ножных упоров, обвязки по периметру, ручек для переноски, и не менее 2 гермоотсеков (носовой и кормовой). Но как правило, имеются также дневной гермоотсек или (и) микро-гермоотсек быстрого доступа.


Не только жестко-корпусные, но и некоторые каркасно-надувные суда, появившиеся в последнее время на рынке (байдарки «Вектор-1» и «Вектор-2») – можно также отнести к классу морских каяков. Нужно отметить, что морские каяки можно, в свою очередь, условно разделить на 2 подкласса:
а) игровые каяки (или каяки для однодневных походов, в западной терминологии)– рассчитанные, в первую очередь, на опытных каякеров, и более предназначенные для небольших (менее недели) путешествий, игры на волнах в морском и океанском прибое, рок-гарденинга;
б) экспедиционные каяки, предназначенные для длительных путешествий и ориентированные, как правило, не только на опытных, но и на начинающих и (или) продолжающих каякеров.
Игровые каяки – имеют сравнительно меньший внутренний объем, большую маневренность, меньшую начальную остойчивость, хорошую управляемость кренами. При этом они не имеют рулевого управления, но могут иметь скег.
Экспедиционные каяки - имеют сравнительно больший внутренний объем, меньшую маневренность, но большую курсовую устойчивость, более высокую начальную остойчивость и более высокую скорость, но хуже управляются кренами. Имеют рулевое управление, или скег, или то и другое.
Также отметим, что некоторые ресурсы термин «морской каяк» - трактуют более широко, включая в него также такие типы, как пляжные, прогулочные, сюрфски, каяки для серфинга и фитнес-каяки (см. ниже). В этой терминологии вышеописанные каяки можно назвать термином «классические морские каяки».

5. Туристические байдарки.

В соответствии со сказанным выше, морские каяки можно успешно использовать для туризма, т.к. на них можно совершать длительные путешествия по различным рекам, озерам и в прибрежной морской полосе. Более того, для облегчения транспортировки, некоторые морские каяки (например, каяки Кортик и Аделаида) – могут делаться разборными на секции. Тем не менее, имея в виду возможную необходимость сложных забросок, в т.ч. с применением общественного транспорта, а также традиционное распространение на просторах государств СНГ соответствующих плавсредств, целесообразно выделить полностью разборные надувные и каркасно – надувные суда в отдельный класс – «туристические байдарки». В этом классе можно выделить 2 подкласса:
а) надувные байдарки типа байдарки Одиссей. Основной производитель на территории России – фирма «Вольный ветер». Их основное назначение - прохождение небольших порожистых рек. Также популярны аналогичные надувные байдарки, но с закрытыми кокпитами – байдарки Щука фирмы «Сталкер» и байдарки Викинг и Гарпун фирмы «Акваграфика». На больших открытых акваториях применение таких байдарок нецелесообразно из-за слишком большой парусности, низкой курсовой устойчивости, низкой скорости, отсутствия ножных упоров.



б. традиционные каркасные и каркасно-надувные байдарки типа «Таймень» (с открытой декой) или типа «Варзуга- 2» (с закрытой декой).



Такие байдарки используются некоторыми туристами не только на малых реках, но также и в прибрежной морской полосе. Однако нужно иметь в виду, что по сравнению с современными морскими каяками – они имеют большую парусность, худшую курсовую устойчивость, меньшую скорость, и не имеют таких важных элементов, как бедренные и ножные упоры и гермоотсеки. По сравнению с надувными байдарками и композитными или полиэтиленовыми секционными каяками – требуют значительно большего времени для сборки и разборки.

6. Сплавные каяки.


Это каяки, предназначенные для сплава по категорийным горным рекам (от 2 к.с. и выше). Они изготавливаются из высокопрочного полиэтилена, способного противостоять сильным ударам о камни. Имеют очень высокую маневренность. Современные сплавные каяки имеют удобные бедренные и ножные упоры, удобное регулируемое сиденье со спинкой и элементы непотопляемости. Не имеют гермоотсеков, обвязки и рулевого управления. Для гладкой воды и больших открытых акваторий они непригодны, т.к. имеют низкую курсовую устойчивость, низкую скорость и низкую мореходность. Типичная длина сплавных каяков – 2 – 2.5м, ширина – около 62 – 67 см.


7. Каяки для фристайла (родео) на бурной воде.


Аналогичны сплавным, но имеют еще более высокую маневренность, меньшую длину (150- 180см) и меньший внутренний объем. Позволяют исполнять на бурной воде горных рек или на искусственных порогах различные трюки - серфинг на волне, сальто через голову, свечки и т.д.


8. Каяки-кроссоверы.


Эти каяки занимают промежуточное положение между сплавными и прогулочными каяками. Они могут использоваться как на гладкой воде (небольшие реки, озера, протоки), так и на несложном сплаве по бурной воде. Характерный размер этих каяков – около 3.2 - 3.8м длинна, около 65 см ширина.


9. Спортивные каяки (байдарки) для классической («олимпийской») гребли по гладкой воде.


Размеры этих судов жестко регламентированы требованиями класса. В классе одиночек (К1) – длина 5.2м, двоей (К2) – длина 6.5м, ширина может меняться от 41 до 44 см. Эти лодки имеют минимальный объем, минимальный рокер (практически прямая килевая линия), не имеют гермоотсеков, обвязки и бедренных упоров, имеют рулевое управление в виде подводного пера руля в корме лодки, управляемого специальным рулевым рычагом, проходящим через ножной упор, рассчитаны исключительно для хождения по гладкой (в узком смысле, т.е. без волн) воде. Имеют низкую начальную остойчивость и предназначены для подготовленных спортсменов.


10. Каяки для спорта и фитнесса по гладкой воде.


Занимают промежуточное положение между чисто спортивными и морскими каяками. Могут использоваться на открытых водоемах, но только при небольшом волнении. В отличие от чисто спортивных лодок – имеют небольшие гермоотсеки, бедренные упоры и обвязку. Из-за большего относительного удлинения (отношения длины по КВЛ к ширине на миделе) - более скоростные, чем морские каяки, но обладают меньшей остойчивостью, меньшей мореходностью, и меньшей маневренностью, а также имеют меньший полный объем и объем гермоотсеков. Характерная длина – 5.2 – 5.6м (одиночки), 6.5-7м (двойки), ширина - 0.45 – 0.55м (одиночки), 0.5-0.6м (двойки).


11. Каяки сюрфски (surfski) для океанских гонок.


Специализация этих каяков – гонки по большим открытым акваториям, серфинг по длинным океанским волнам. Это каяки Sit on Top (с открытым кокпитом). В отличие от классических спортивных байдарок – они имеют значительно больший объем в носовой части – для облегчения серфинга и всхожести на волну, а также вместо рулевой планки (как на классических спортивных байдарках) – они имеют педали рулевого управления. Рулевое перо – находится под водой (в отличие от откидывающегося рулевого пера морских каяков). Не имеют обвязки и гермоотсеков (некоторые модели могут иметь 1 гермоотсек минимального объема). Как и у всех каяков с открытым кокпитом – у них нет бедренных упоров, однако есть специальные петли на педалях рулевого управления – для лучшего контроля каяка на волне. Surfski для начинающих могут иметь ширину до 60см при длине 4.5м, но большинство Surfski – одиночек имеет длину 5.5-6.5м, двоек – длину 6.5 – 7.6м, ширина при этом – 43-50см. Такие каяки – рассчитаны на подготовленных гребцов.


12. Каяки для гребного слалома и для поло.


Лодки для гребного слалома (преодоление препятствий на время на бурной воде, как правило – на искусственных каналах) - это легкие (не более 10-12 кг) небольшие (длина около 350см, ширина около 60см) спортивные лодки малого внутреннего объема, не имеющие гермолюков и обвязки, но имеющие сиденье без спинки, ножные и бедренные упоры. Лодки для поло (игры с мячом на каяках) имеют близкие характеристики, но немного отличаются по обводам (имеют менее острые нос и корму).


13. Каяки для серфинга.


Серфить можно на многих классических морских каяках и каяках сюрфски для океанских гонок, но для серфинга на ломающихся волнах в прибойной зоне океана используются специальные серф-каяки. Они имеют размеры, аналогичные размерам сплавных каяков (длина около 2.5м, ширина около 60см), но в отличие от сплавных каяков – имеют другую форму днища и верхней деки, а также имеют 2 или 3 плавника (скега) внизу днища).


(С) «ООО Тольмарин», «ООО Самбот». Данный материал является интеллектуальной собственностью «ООО Тольмарин» и «ООО Самбот». Полная или частичная перепечатка материала без ссылки на данный первоисточник запрещена.