FAQ

Не слишком ли хрупкий корпус каяка?
"Мне сказали, что полиэтиленовые каяки лучше!"
"Есть видео, где полиэтиленовый каяк переезжают автомобилем"

Каяк имеет достаточно прочный корпус. Вышеприведенное предубеждение исходит к тем временам (20 лет назад), когда в России еще не было полиэтиленовых каяков, и для сплава использовали стеклопластиковые самодельные каяки, причем из сомнительного качества материалов. Кроме того, такое предубеждение могут подогревать как производители и продавцы полиэтиленовых каяков, так и те производители композитных (пластиковых) каяков, которые в погоне за дешевизной своих изделий жертвуют качеством материалов.

В действительности, существуют конечно ситуации, когда полиэтиленовые каяки предпочтительны, поскольку полиэтилен - более эластичный (менее жесткий) материал, а потому лучше поглощает удары большой мощности:

1. Категорийный сплав по бурным горным рекам, где часты сильные лобовые удары корпуса каяка о камни.

2. Рок-гарденинг - прыжки через скалы на больших морских волнах.

Однако для этих ситуаций каяк Аделаида и любые другие аналогичные каяки вообще неприменимы из-за недостаточной маневренности, см ниже. В остальных случаях у вас наоборот, будет преимущество перед полиэтиленовыми каяками:

3. Полиэтиленовые каяки имеют значительно больший вес для каяка той же длины. Помимо большего веса, полиэтиленовый каяк будет иметь меньшую жесткость корпуса, что хорошо при ударах о камни, но плохо с точки зрения гидродинамики. По этим причинам в массовом производстве не существует полиэтиленовых каяков длиннее 5.5м (о важности длины см ниже).

4. Посмотрите на б.у. полиэтиленовый каяк: вы увидите, что его корпус в районе днища испещрен царапинами. Но даже у нового полиэтиленового каяка поверхность корпуса- шершавая на ощупь. У композитного каяка - более гладкий корпус, который оказывает меньшее сопротивление трения при движении в воде. Т.е. на таком каяке будет несколько легче грести. Помимо этого, обводы композитного каяка можно сделать более плавными и гидродинамически совершенными, что также дает выигрыш в ходкости.

5. Стойкость к истиранию чуть лучше у полиэтилена, однако полиэтиленовые каяки на самом деле вовсе не являются "неубиваемыми", как об этом говорят рекламные слоганы. Полиэтиленовый каяк, также как и композитный - нельзя тащить по острым камням или асфальту - вы протрете днище. Кроме того, полиэтилен, в отличие от стеклопластика - разрушается на солнце (у композитного каяка на солнце будет со временем тускнеть гелькоут, у полиэтиленового - происходить изменения самого полиэтилена). Кроме того, и самое главное: в походных условиях вы практически всегда сможете отремонтировать композитный каяк, поставив заплатку на днище, но отремонтировать полиэтилен вам будет намного труднее!

По вышеуказанным причинам, на западе широко распространены не только полиэтиленовые, но и композитные каяки, и их покупают в большом количестве, несмотря на существенно более высокую цену. В Россию такие каяки попадают реже - в силу высокой цены. Наше предприятие дает вам возможность приобрести качественный композитный экспедиционный каяк по цене ниже или на уровне полиэтиленового западного каяка меньшей длины!

Наши цены низки, по сравнению с западными аналогами, но мы не гонимся за еще большей дешевизной, и для производства каяков применяем современные армирующие материалы, специальные эпоксидные смолы и технологии, включающие формирование в матрице прочного защитного слоя-гелькоута и вакуумное формование корпуса. Поэтому ваш каяк прослужит вам долго.

Зачем такая длина каяка?
"Каяк слишком длинный?!"

Длина каяка определяется его назначением: Аделаида - экспедиционный каяк для внутренних водных путей (равнинные реки, озера, водохранилища) и прибрежных закрытых морских акваторий, предназначенный для преодоления больших водных пространств с меньшими усилиями или большей скоростью. Большая длина этого каяка дает вам следующие преимущества:

1. Меньше усилий при движении, больше скорость (интересующиеся почему - могут прочитать статьи про числа Фруда в гидродинамике и волновое сопротивление). На каяке "Аделаида" вы сможете пройти значительно большее расстояние, или со значительно меньшими усилиями, чем на любых других туристических каяках или байдарках

2. Больше объем грузовых гермо-отсеков - больше возможностей разместить все ваши вещи внутри каяка. На небольших каяках приходится размещать вещи в герме, крепящейся снаружи на деке каяка. Это неудобно, т.к. создает повышенное аэродинамическое сопротивление при сильном ветре (каяк будет больше доворачивать ветром), а кроме того может представлять опасность при ударах волн о герму. Помимо этого, большой объем гермоотсеков = большой запас плавучести каяка, являющийся мерой пассивной безопасности!

3. Длинный нос каяка хорошо режет волну и способствует меньшему заливанию переднего гребца;

4. При той же ширине и аналогичных обводах более длинный каяк будет иметь большую статическую остойчивость (т.к. будет менее валким), т.к. у такого каяка будет длиннее наименее килеватая часть днища.

У большой длины есть и недостатки (в большинстве случаев преодолимые), о которых нужно знать:

5. Каяк большой длины не так удобно транспортировать, как более короткий. Тем не менее, такая транспортировка вполне возможна (согласно ПДД, каяк не должен при этом выступать за габариты автомобиля более чем на 1м), не забудьте только прикрепить сзади каяка красную материю или знак-обозначение негабаритного груза. Кроме того, возможности транспортировки каяка расширяются, если вы заказываете разборный на 2 секции каяк: в этом случае его можно транспортировать как на внешнем багажнике, так и в кузове небольшого пикапа. Кроме того, вы сможете доставлять каяк на небольшие расстояния до воды собственными силами, без помощи автотранспорта, заказав съемные тележки для перевозки, которые после спуска на воду можно убрать в гермоотсеки каяка. Также вы должны иметь в виду, что есть возможность доставки каяка в багажном вагоне пассажирского поезда (для доставки любого неразборного каяка длиннее 3м вам нужно будет договориться с багажным отделением и обязательно погрузить и выгрузить каяк в вагон самостоятельно. Секции разборного каяка можно просто сдать в багажное отделение. Для перевозки по ЖД рекомендуем обернуть каяк защитной пленкой). Мы таким образом часто доставляем каяки иногородним заказчикам.

6. Каяк большой длины хранить в небольшом гараже сложнее, чем более короткий. Однако такая проблема также просто решается 2 способами: а) можно хранить каяк подвешенным по-диагонали к потолку гаража на специальных ремнях, и б) можно заказать разборный на 2 секции каяк: длина каждой секции не превышает 3.25м, такой каяк поместиться в любой гараж.

7. Каяк большой длины при прочих равных условиях менее маневренный, чем более короткий. Хорошая маневренность может оказаться критичной при сплаве на горной реке или в условиях океана или открытого моря, где имеются опрокидывающиеся волны, сильные приливные течения и сильный прибой. В таких условиях вообще лучше не использовать каяк-двойку и идти на одиночных каяках. В остальных случаях наличие выраженного рокера (погиб днища) и эффективного рулевого управления делает "Аделаиду" достаточно маневренной, см. видео. Поэтому вы сможете использовать этот каяк даже на небольших лесных или степных речках или узких протоках: вы пройдете на нем везде, где есть ширина хотя бы несколько метров (в узких, но прямых участках проток, заросших камышами - можно пройти и при ширине в 1м) и глубина хотя бы 30 см.

Нос каяка имеет необычную форму. Не будет ли он зарываться в волне?

На самом деле такой вопрос задают не только и не сколько начинающие, сколько опытные каякеры. Практический (по результатам испытаний) ответ на него - нет, не будет. Небольшое зарывание возможно только на серфинге с большой короткой попутной волны. Чтобы понять с теоретической точки зрения, почему это так - нужно вспомнить физику. Всхожесть каяка на волну определяется 2 силами: а) гидродинамические силы - силы поддержания, возникающие на глиссирующих поверхностях, а также силы гидродинамического сопротивления, возникающие от ударов волн о нос каяка, и б) гидростатические силы, в просторечии - архимедова сила.

Первые 2 силы пропорциональны скорости каяка и проекции площади поверхности носа каяка на плоскость, перпендикулярную к скорости потока набегающей жидкости (волны). Эти силы тем больше, чем менее острый нос и чем меньше угол килеватости носа. Например, такие силы будут существенны для другой нашей лодки - каяка Иргиз. Для морских каяков с острыми носами эти силы невелики, и на первый план выходят архимедовы силы. Аделаида имеет большой объем в носу и поэтому хорошо всходит на большую волну. А маленькие волны протыкает острым носом.

Сколько по времени нужно чтобы собрать и разобрать Кортик и Аделаиду?

Некоторые сравнивают с каркасно-надувными лодками и предполагают, что это занимает около 1-го часа. На самом деле при наличии навыка и ключа с трещоткой разборка и сборка лодки Аделаида занимает около 5 минут, а Кортика чуть больше. Наши партнёры из компании Самбот сняли видео ролики, на которых подробно показана сборка ( смотреть здесь) и разборка ( смотреть здесь) Аделаиды.