Обзор технических характеристик современных каяков

Рассмотрим основные технические характеристики, определяющие их свойства.

1. Относительное удлинение, равное отношению длины каяка по КВЛ (конструктивной ватерлинии; не путать с габаритной длиной!) к ширине каяка на миделе (в наибольшем сечении каяка). Чем больше относительное удлинение каяка – тем меньше его волновое сопротивление, а значит, тем больше его скорость. По этой причине морские, спортивные и фитнес-каяки, а также сюрфски, имеющие большое относительное удлинение – имеют большую скорость, чем другие типы каяков.


2. Длина каяка. При прочих равных условиях -чем больше длина каяка по КВЛ, тем больше его скорость (см. п. 1). Также с увеличением длины каяка – увеличивается его курсовая устойчивость, но уменьшается маневренность. По этой причине каяки для бурной воды и серф-каяки – делают короткими, а спортивные, фитнес-каяки и сюрфски – длинными. Игровые морские каяки делают с более короткой КВЛ, чем экспедиционные морские каяки.


С увеличением длины также возрастает стоимость технологической оснастки и затраты на изготовление каяка, поэтому при прочих равных условиях – морские каяки – дороже прогулочных и пляжных.


Помимо этого, при одинаковой ширине и одинаковом типе обводов – более длинный каяк будет более остойчивым.


3. Ширина каяка. При прочих равных условиях, чем шире каяк – тем больше его начальная остойчивость. По этой причине – пляжные каяки, рассчитанные на случайную и неподготовленную публику, а также прогулочные каяки, рассчитанные на начинающих – делают более широкими, чем классические морские каяки, сюрфски, фитнес-каяки, спортивные байдарки.

Вместе с тем, излишняя ширина, полезная для начинающих и для рыбалки – вредна в остальных случаях, т.к. уменьшает скорость каяка (см. п. 1), увеличивает его вес, а также увеличивает качку каяка на волнах. Помимо этого, чем шире каяк – тем сложнее его будет контролировать с помощью бедренных упоров в условиях опрокидывающихся волн в морском прибое. И тем сложнее, в случае опрокидывания, его будет поставить на ровный киль путем эскимосского переворота. (Заметим, что в условиях сильного морского волнения с опрокидывающимися волнами – каяк может перевернуть не только через борт, но и через нос или корму!). По этой причине – ширина всех классических морских каяков-одиночек, а также сюрфски, фитнес- и спортивных каяков - не превышает 60см, а двоек – не превышает 65-70 см.


Еще один фактор – техника гребли. При ширине каяка свыше 65см на нем становится трудно или невозможно использовать правильную классическую технику прямой гребли, см ссылкук.


4. Высота кокпита каяка. Каяк со слишком малой высотой деки может быть слишком тесен для каякера, особенно для каякера с большими ногами. Это может быть приемлемо для короткого катания по волнам, но неприемлемо для более длительных переходов, т.к. во первых, будет приводить к усталости гребца, а во-вторых – будет препятствовать правильной технике гребли на гладкой воде. Слишком большая высота деки – также нежелательна, т.к. будет приводить к повышенному аэродинамическому сопротивлению. Приемлемой будет высота деки в районе 30-35см.


5. Рокер каяка, или погиб днища. Рокером каяка называют степень изогнутости его килевой линии каяка (килевая линия – это линия пересечения днища каяка диаметральной плоскостью, т.е. вертикальной плоскостью, являющейся его плоскостью симметрии).


Различают каяки с большим, средним, малым (см. Рис.) и нулевым рокером.


Чем больше рокер каяка – тем больше его маневренность, но меньше его скорость. Все сплавные каяки, а также кроссоверы - имеют большой рокер. Большой или средний рокер имеют игровые морские каяки. Экспедиционные морские каяки имеют малый рокер. Спортивные каяки для классической олимпийской гребли на гладкой воде, фитнес каяки и некоторые прогулочные каяки – имеют нулевой рокер. Больший рокер означает не только большую маневренность, но и лучшую всхожесть на волну. Поэтому чем для более сложных волновых условий предназначен каяк, тем более важно для него наличие выраженного рокера/


6. Тип обводов каяка.


Кроме габаритов каяка – большое значение имеют его продольные и поперечные обводы, т.е. форма сечений каяка вертикальными продольными (проходящими параллельно диаметральной плоскости (ДП) лодки) и поперечными (проходящим перпендикулярно ДП) плоскостями. Значение имеют также ватерлинии – сечения лодки плоскостями, проходящими параллельно поверхности воды. Отметим, что КВЛ – конструктивная ватерлиния, т.е. ватерлиния, по которую должен погружаться проектируемый каяк при заданном водоизмещении – зависит от загрузки каяка.


От формы этих сечений – зависят скорость, маневренность, мореходность, а также начальная (первичная) и вторичная остойчивость каяка. Заметим, что, по определению, начальной (первичной) остойчивостью называется свойство каяка возвращаться к первоначальному вертикальному (относительно поверхности воды) положению ДП, при небольшом отклонении ДП от вертикальной оси. По другому, первичная остойчивость – характеризует стабильность каяка на гладкой воде. Новички обычно обращают основное внимание именно на эту характеристику. Вторичной остойчивостью называется свойство каяка сохранять стабильное положение (т.е. не переворачиваться) при большом отклонении ДП от вертикальной оси, когда борта и скулы каяка ложатся на волну. Вторичная остойчивость характеризует стабильность каяка на волнах. Часто каяк, имеющий высокую начальную остойчивость – имеет низкую вторичную остойчивость, и наоборот


Ниже показаны основные типы обводов днища каяков, т.е. линий пересечения днища каяка вертикальными плоскостями, перпендикулярными ДП каяка. (Понятно, что у любого каяка эти обводы –поперечные сечения – меняются при движении от кормы к носу каяка, т.ч. правильнее говорить о некоторых «характерных обводах», «средних обводах» или обводах в центральной части каяка, имеющей наибольший объем).


Плоские обводы днища - наиболее характерны для рассчитанных на начинающих пляжных и прогулочных каяков, а также для надувных байдарок и для серф-каяков. Каяки с такими обводами будут иметь высокую начальную остойчивость, но низкую вторичную остойчивость. Плоские обводы хорошо серфят и дают хорошую маневренность, но обладают плохой курсовой устойчивостью. Помимо этого, плоские обводы усиливают качку на волне и усиливают удары волн о днище каяка.


Круглые обводы днища – дают наименьшую начальную остойчивость, но наибольшую скорость – за счет меньшего волнового сопротивления. Такие обводы – характерны для спортивных лодок для олимпийской гребли и каяков сюрфски. Они рассчитаны на подготовленных гребцов.


Обводы днища выраженного V–типа («глубокое V») – обладают низкой начальной остойчивостью, но высокой вторичной остойчивостью, когда каяк ложится на борт таким образом, что плоская часть днища оказывается параллельна поверхности воды. Это может быть полезно опытным каякерам на открытых морских и океанских акваториях. Также такие обводы дают высокую курсовую устойчивость, но низкую маневренность. Для увеличения маневренности опытные каякеры на каяке с такими обводами – дают крен на борт, противоположные стороне разворота (на левый борт – для правого поворота и на правый борт – для левого разворота) – в этом случае ребро килевой линии не мешает развороту, т.к. каяк лежит на плоском участке днища, причем продольный (в направлении от кормы к носу) изгиб этого участка дополнительно способствует повороту.


Такие обводы больше подойдут опытным каякерам и в для игровых морских каяков. Т.к. на каяках с такими обводами часто маневрируют с использованием кренов – такие каяки чаще оснащаются не рулевым управлением, а скегом (см. ниже п. 12).


Обводы днища умеренного V–типа («мелкое V») – больше подойдут менее опытным (начинающим и продолжающим) каякерам, а также для экспедиционных морских каяков. По сравнению с глубоким V – такие обводы дают более высокую начальную остойчивость, но более низкую вторичную остойчивость. Также они дают большую скорость, большую маневренность на ровном киле, но меньшую курсовую остойчивость, по сравнению со случаем глубокого V. На каяках такого типа целесообразно размещать рулевое управление, либо руль + скег.


Морской каяк «Кортик» производства «Тольмарин» - имеет именно такие обводы.


Обводы днища U–типа – дают среднюю начальную и вторичную остойчивость, более скоростные, чем остальные обводы, кроме круглых обводов, дают хорошую маневренность, но низкую курсовую устойчивость, поэтому для каяков с такими обводами нужно рулевое управление (или руль + скег). Такие обводы имеют некоторые экспедиционные морские каяки и каяки surfski. Эти обводы также можно рекомендовать начинающим и продолжающим.


Морской каяк-двойка «Аделаида» производства «Тольмарин» - имеет обводы U-типа.


Помимо обводов нижней части корпуса – днища, также важны обводы средней и верхней частей корпуса – бортов и верхней деки каяка. Развал бортов способствует лучшей вторичной устойчивости, но затрудняет эскимосский переворот перевернутой лодки. Завал бортов, наоборот, ухудшает вторичную остойчивость, но облегчает эскимосский переворот. Прямые борта обладают свойствами, промежуточными между случаем завала и развала бортов.


Помимо обводов нижней части корпуса – днища, также важны обводы средней и верхней частей корпуса – бортов и верхней деки каяка. Развал бортов способствует лучшей вторичной устойчивости, но затрудняет эскимосский переворот перевернутой лодки. Завал бортов, наоборот, ухудшает вторичную остойчивость, но облегчает эскимосский переворот. Прямые борта обладают свойствами, промежуточными между случаем завала и развала бортов.



Возможны разные способы сопряжения поверхностей днища и бортов: плавное сопряжение (soft chine) – наиболее распространенное, и ступенчатое сопряжение, плоскими участками (hard chine, или Гренландские обводы). Плавное сопряжение дает лучшую остойчивость и более высокую скорость, но ступенчатое сопряжение (гренландские обводы) – дает возможность опытным каякерам играть на скольжении соответствующих граней корпуса каяка по морским волнам. Такое решение применяется, например, на таких игровых морских каяках, как Anas Acuta фирмы Valley.



Кроме поперечных сечений, важное значение имеет форма продольного сечения каяка диаметральной плоскостью.



Уже упоминавшийся каяк Anas Acuta (см. Рис.) – имеет сильно приподнятые нос и корму и сильно выраженный рокер (см. выше п. 5)). Это делает этот каяк очень маневренным и плавно входящим в волну (приподнятые нос и корма как бы демпфируют качку). Такая конструкция очень хорошо себя ведет в сильное волнение (и Anas Acuta является хорошим примером игрового морского каяка), но недостатком такой конструкции является существенно меньшая длина по КВЛ и меньшая скорость, чем у экспедиционных каяков (помимо этого, Anas Acuta будет казаться недостаточно остойчивым для начинающих каякеров). По этой причине некоторые экспедиционные каяки используют другую философию конструкции: максимально удлиненную ватерлинию и волнопронизывающие прямые носы. Например, такую конструкцию имеет известный каяк Point 65n знаменитой Фреи Хофмастер (модификация которого носит имя Фреи).



Каяк-двойка Аделаида производства «Тольмарин» также имеет аналогичную конструкцию, см. Рис. ниже. Похожую форму продольного сечения имеют также каяки surfski и фитнес-каяки, такие как уже упоминавшийся каяк-двойка Nello Waterman.



Важны не только сами обводы – форма поперечных и продольных сечений каяка, но также и распределение поперечных сечений каяка по его длине. Сбалансированный каяк должен иметь плавное распределение внутреннего объема по своей длине, без чрезмерного объема в корме, носу или в районе кокпита. Для лучшей всхожести на волну объемы в корме могут делаться меньшими, чем объемы в носу. Такую форму имеют уже упоминавшиеся каяки Point 65n и Аделаида. Эти каяки имеют волно-пронизывающую форму носа, они «протыкают» небольшие волны и взбираются на более крупные волны. Аналогичную форму носов имеют также современные парусные катамараны, например, катамараны Nacra. Слишком большой объем в носу или корме – нежелателен, т.к. приведет к увеличенному аэродинамическому и гидродинамическому сопротивлению, и как следствие – к падению управляемости и скорости в условиях ветра и волн.


Различают каяки с примерно симметричным распределением объема по длине, у которых сечение наибольшего объема находится примерно посередине лодки, каяки «Шведской» (swedish form) формы, у которых сечение наибольшего объема немного сдвинуто назад, и каяки «формы рыбы» (fish form), у которых сечение наибольшего объема сдвинуто немного вперед. Симметричная форма наиболее распространена. «Шведская форма» немного более удобна для гребли, т.к. более узкое сечение находится впереди, а кроме того, некоторые авторы считают, что она дает небольшой выигрыш в скорости (соответствующие подтверждающие расчеты, правда, не приводятся). «Рыбная» форма некоторыми авторами считается как дающая небольшой выигрыш в скорости.


Для более плавного входа в волну носы каяков классических форм (см выше упоминавшейся каяк Anas Acutа, а также каяк Кортик производства «Тольмарин», см. ниже – делают с развалом бортов. Корма каяков может быть двух типов: а) каяки с массивной кормой, как, например, каяк Wilderness system Tsunami 165, см. Рис. ниже, и каяки с менее объемной кормой, как.



у каяка «Кортик» производства «Тольмарин», см. Рис. Более массивная корма дает большую стабильность на курсе при убранном руле, однако ухудшает маневренность. Более легкая корма делает каяк в большей степени зависимым от рулевого управления или скега, однако дает лучшую маневренность.


Отметим, что в силу технологических особенностей при производстве, обусловленных требованиями жесткости – полиэтиленовые каяки, как правило, имеют более массивные нос и корму, чем композитные.


7. Объем каяка.


Каяк слишком большого объема будет обладать повышенным аэродинамическим сопротивлением, что негативно скажется на его управляемости и скорости в встречно-боковой или боковой ветер, особенно если этот объем сосредоточен в корме или носу каяка. Это может привести к невозможности движения в сильный ветер, а также привести к опасной ситуации в условиях сильного отжимного ветра, дующего со стороны суши в направлении открытого моря.


Помимо этого, с каяком слишком большого объема будет сложнее управляться в условиях сильного ветрового волнения и при прохождении морского прибоя. А при заливании такого каяка водой – его будет сложнее транспортировать к берегу. Также такой каяк сложнее ставить на ровный киль методом эскимосского переворота.


Каяк слишком малого внутреннего объема может обладать недостаточной всхожестью на волну, а также недостаточным пространством для размещения всех походных вещей в гермоотсеках и недостаточной остойчивостью при полной загрузке (остойчивость такого каяка может падать с увеличением загрузки, тогда как остойчивость каяка большего объема – наоборот, возрастать).


Внутренний объем кокпита - должен соответствовать размерам гребца и назначению каяка. Объем гермоотсеков - должен соответствовать планируемому количеству вещей в походе. (В целях безопасности и эффективности хода – все вещи, кроме запасного весла и вещей, необходимых на ходу – должны размещаться в гермоотсеках каяка).


Оптимальным внутренним объемом для одиночных экспедиционных морских каяков можно считать объем в 350-400л, а для игровых морских каяков – объем в 280-350л. Требуемый объем – меньше для каякеров меньшей комплекции, а также для более опытных каякеров.


8. Вес каяка.


Уменьшение веса каяка положительно сказывается на его скорости и маневренности. Кроме того, малый вес облегчает транспортабельность каяка. В частности, легкий каяк проще в одиночку закинуть на багажник авто. Однако чрезмерное уменьшение веса – нежелательно, т.к. это может негативно сказаться на прочности и (или) жесткости конструкции. На композитных каяках уменьшение веса возможно путем применения технологии вакуумной инфузии, применения таких материалов, как карбон-кевларовая ткань, а также локальных усилений из коремата (материала с микросферами).


Также вес возможно снизить при замене внешнего защитно-декоративного покрытия с гелькоута на краску (которая меньше весит, т.к. наносится более тонким слоем), однако такая замена нежелательная при использовании каяка для туризма и путешествий, т.к. гелькоут обеспечивает лучшую защиту корпуса, чем краска. (Покрашенный 5.5 метровый каяк может весить примерно на 2-3 кг легче, чем аналогичный каяк с гелькоутом).


Вес полиэтиленовых одиночных каяков длиной 5.2 – 5.5м может составлять 29-31 кг, композитных каяков с гелькоутом на основе стеклоткани и эпоксидной смолы – 23-25 кг для каяков той же длины, композитных каяков на основе карбон-кевларовой ткани и эпоксидной смолы – 21-22 кг, на основе углеткани – 19-20 кг.


9. Шероховатость и жесткость поверхности каяка.


Более гладкая поверхность корпуса каяка дает меньшее сопротивление трения при движении в воде (за счет более ламинарного обтекания потока), а потому дает некоторый прирост в скорости. Более жесткий корпус также дает выигрыш в скорости, по сравнению с более мягким, поскольку в последнем случае часть энергии движения расходуется на колебания поверхности корпуса и жидкости, к ней прилегающей.


10. Материал изготовления каяка.


Большая часть серийно изготавливаемых каяков делается из полиэтилена, либо из композитных материалов. Существуют также небольшие фирмы, предлагающие каяки из деревянной рейки, которые дороги, и представляют из себя настоящие произведения искусства. Помимо этого, на территории государств СНГ большое распространение получили полностью разборные надувные и каркасно-надувные байдарки (см. ниже).


Для сплава по категорийным горным рекам используются в подавляющем большинстве случаев каяки из высококачественного полиэтилена, т.к. такой материал пластичен, обладает большим относительными растяжением при разрушающей нагрузке, что дает ему возможность выдерживать сильные удары о камни при сплаве. По этой же причине – полиэтилен является основным материалом для каяков, на которых занимаются рок-гарденингом (прыжки через скалы в прибое). По причине вандало-стойкости полиэтиленовые каяки также очень популярны в прокатах (хотя в западных прокатах вы также сможете найти и композитные каяки). Традиционно из полиэтилена также делают каяки Sit on Top (например, рыболовные каяки), поскольку для них ходовые качества не играют большой роли.


Во всех остальных случаях – композитные каяки, хотя они и более дорогие – предпочтительны, т.к. имеют меньший вес, более гладкие обводы, более гладкую поверхность днища и более жесткий корпус, во многих случаях – также большее относительное удлинение и больший объем (сделать каяк с большим относительным удлинением из полиэтилена сложнее из-за требований жесткости корпуса), что дает преимущество в их ходовых свойствах и транспортабельности, см. выше пп 1), 6), 7), 8).


С свою очередь, композитные каяки могут изготавливаться из наиболее дешевого полиэфирного стеклопластика, что дает менее прочную конструкцию при том же весе, и из более дорогого эпоксидного стеклопластика, который дает наилучшее сочетание качеств: цена – прочность – вес, особенно в случае применения современной технологии вакуумной инфузии смолы (по такой технологии, в частности, изготавливаются каяки фирмы Тольмарин, представленные на сайте). Помимо этого, для снижения веса корпуса каяков применяют слои из карбон-кевларовой ткани, что дает хороший результат, но существенно увеличивает стоимость каяка. Еще большее снижение достигается при использовании чистого карбона, но это оправдано только на спортивных лодках, т.к. такой материал не стоек к ударам.


Надувные байдарки, основная часть которых – ПВХ баллоны – целесообразно применять только для рыбной ловли, пляжного отдыха по берегам рек и озер, либо в дальних экспедициях по небольшим речкам с завалами и несложными порогами. Их преимущество – очень легкий вес (10-17 кг), полная разборность (и, соответственно, легкость транспортировки и хранения) и относительно быстрая и легкая сборка-разборка, высокая остойчивость, низкая цена, отсутствие жестких ребер, в которых может повредиться оболочка о камни, низкая осадка. Их недостатки – слишком большая парусность борта, низкая курсовая устойчивость, низкая скорость и низкая управляемость, особенно в условиях волны и ветра (см. также выше пп. 1)-3), 7)), отсутствие ножных упоров и невозможность использования правильной техники гребли. Применение таких судов на море может быть опасным.


Каркасно-надувные байдарки изготавливаются из алюминиевого (реже – деревянного) каркаса, вставляемого в оболочку, для лучшего натяжения и придания формы которой служат поддувные элементы (таких элементов нет в байдарках «Таймень-2»). Преимущества таких судов – полная разборность, большая скорость и меньшая парусность, чем у надувных байдарок, наличие у некоторых таких байдарок более удобных, чем у надувных байдарок, сидений, относительно герметичных грузовых отсеков, бедренных и ножных упоров (последнее, фактически, относится к 2 вышеупомянутым байдаркам российского производства – Вектор-1 и Вектор-2, а также к некоторым зарубежным разборным каякам). Недостатки таких судов: по сравнению с надувными байдарками – наличие жесткого каркаса часто приводит к образованию дыр в оболочке в местах ее соприкосновения с каркасом при хождении по мелким речкам с каменистым дном, в результате соприкосновения оболочки лодки с дном водоема в местах расположения каркаса лодки, большая, чем у надувных байдарок, осадка.


Недостатки по сравнению с классическими морскими жестко-корпусными каяками: большая часть каркасно-надувных байдарок – имеет более низкую скорость из-за значительно меньшего относительного удлинения, излишнюю ширину, которая мешает правильной гребли, недостаточную жесткость на волне, низкую герметичность кокпита, высокую, по сравнению с классическими морскими каяками, парусность корпуса, затрудняющую движение в условиях ветра и волн. На большинстве таких байдарок отсутствуют ножные и бедренные упоры.


Байдарки Вектор-1 и Вектор-2 – ближе по своим характеристикам к классическим морским каякам (в частности, у них более высокие скоростные качества, чем у других каркасно-надувных байдарок и меньшая парусность бортов), однако в отличие от классических морских каяков – их грузовые отсеки не являются полностью герметичными, а полезный объем этих отсеков – значительно меньший, чем у жесткокорпусных лодок, что не позволяет разместить весь походный инвентарь внутри грузовых отсеков. Помимо этого, в силу конструктивных особенностей – на таких судах сложно сделать полноценные регулируемые и жесткие ножные и бедренные упоры, полноценные педали рулевого управления и эргономичные сиденья. Они также обладают более тесным кокпитом. Кроме того, такие суда будут проигрывать жесткокорпусным в условиях волнения – за счет колебаний менее жесткого корпуса на волнах (см. также п. 9) выше).


Байдарки Вектор-1 и Вектор-2 – ближе по своим характеристикам к классическим морским каякам (в частности, у них более высокие скоростные качества, чем у других каркасно-надувных байдарок и меньшая парусность бортов), однако в отличие от классических морских каяков – их грузовые отсеки не являются полностью герметичными, а полезный объем этих отсеков – значительно меньший, чем у жесткокорпусных лодок, что не позволяет разместить весь походный инвентарь внутри грузовых отсеков. Помимо этого, в силу конструктивных особенностей – на таких судах сложно сделать полноценные регулируемые и жесткие ножные и бедренные упоры, полноценные педали рулевого управления и эргономичные сиденья. Они также обладают более тесным кокпитом. Кроме того, такие суда будут проигрывать жесткокорпусным в условиях волнения – за счет колебаний менее жесткого корпуса на волнах (см. также п. 9) выше).


Основное преимущество вышеупомянутых каркасно-надувных байдарок перед жестко-корпусными морскими каяками - меньшая стоимость доставки каяка к дальнему водоему за счет полной разборности (если доставку делать общественным транспортом). Однако в этой связи заметим, что ведущие западные производители, а также отечественная компания Тольмарин – предлагает секционные морские каяки (см, например, Кортик , частичная разборность которых упрощает и удешевляет доставку (в частности, секционный каяк Кортик возможно доставить в грузовом купе пассажирского поезда)/


11. Плотность посадки в каяке.


Каяки для начинающих делают либо с открытой декой (Sit on Top каяки и каяки с открытым кокпитом), либо с очень просторным кокпитом. Это хорошо для прогулок вдоль пляжа и для уменьшения усталости, но плохо в плане возможности управления каяком. Для хорошего контроля каяка на волнах требуется, чтобы бедра плотно упирались в бедренные упоры. Вместе с тем, такая посадка на гладкой воде – мешает правильной технике прямой гребли с попеременной работой ног, см.ссылку. Для преодоления этого недостатка компанией Тольмарин был разработан специальный педальный узел: на хорошей волне пятки ставятся широко на нижней планке, носки ступни рулят верхней планкой, надавливая на ее концы, бедра при этом разведены в стороны и находятся под бедренными упорами, контролируя крены каяка. На небольшой волне или в штиль – пятки ставятся узко на нижней неподвижной планке, носки ступни рулят верхней планкой, надавливая на ее середину, бедра и колени могут свободно двигаться в центре кокпита, что позволяет использовать правильную классическую технику прямой гребли с попеременной работой ног..



Нужно также отметить, что каяк с одним и тем же (среднего размера) кокпитом – может оказаться слишком тесным для одного человека, крупной комплекции, и вместе с тем – слишком просторным для другого человека, небольшой комплекции.
Для улучшения плотности посадки в кокпите компания Тольмарин предлагает для людей небольшой комплекции возможность установки дополнительных резиновых подкладок под бедренные упоры.

12. Рулевое управление и скег.


Для улучшения курсовой устойчивости и остойчивости на волнах – на некоторых каяках используют скег, представляющий из себя стационарный или дистанционно убираемый с помощью троссового привода в специальный скег-бокс плавник, расположенный на некотором расстоянии от кормы каяка.


На сплавных каяках – скег никогда не используется, т.к. он ухудшает маневренность и неизбежно повредится при сильном ударе о камни в мелкой горной реке. Однако каяки-кроссоверы – имеют выдвижной скег, убираемый на сплаве, и выдвигаемый на участках с гладкой водой.


Некоторые игровые морские каяки, рассчитанные на самых опытных пользователей – также не имеют ни скега, ни рулевого управления.


На прогулочных, туристических, экспедиционных морских каяках, спортивных и фитнес-каяках, а также сюрфски – для повышения маневренности и курсовой устойчивости устанавливается рулевое управление. Перо руля также увеличивает устойчивость каяка на волнах. На сюрфски и спортивных каяках перо руля постоянно находится под водой. Но это неудобно для путешествий, т.к. такое перо руля может повредиться о подводные препятствия или на него могут намотаться водоросли (частично последняя проблема решается с помощью устанавливаемого впереди дефлектора). На остальных каяках перо руля делается откидным. Перо руля опускается и поднимается с помощью шнура – привода подъема опускания, который в опущенном положении натягивается с помощью щелевого стопора-фиксатора. Во избежание повреждения пера руля при наезде на подводное препятствие на заканцовке привода подъема опускания пера устанавливается эластичный жгут-аммортизатор.


Для поворота пера руля используются педали рулевого управления или поперечная рулевая планка (см. выше п. 11). В спортивных байдарках для олимпийской гребли по гладкой воде используется продольный рулевой рычаг.


13. Аутфиттинг.


Удобство использования каяка, и одновременно его цена – зависят от аутфиттинга – навесного оборудования, устанавливаемого в каяк. Дорогие сплавные каяки западных фирм – имеют специальную систему для тонкой подгонки плотности посадки в кокпите, включая регулировку мягкого сиденья при помощи как различных вставок, так и поддува воздуха в специальные емкости, регулировку положения спинки сиденья, регулировку боковых вставок, регулировку положения ножных упоров. На композитных морских каяках подобные системы тонкой подгонки используются редко, т.к. на таких каяках совершают более длительные переходы и здесь важно сохранить некоторую свободу в движениях корпуса и ног. Тем не менее, на морском каяке должно присутствовать удобное эргономичное сиденье, регулируемая спинка, регулируемые ножные упоры. На некоторых моделях в небольших пределах также регулируется положение бедренных упоров. Помимо этого, современный морской каяк оборудуется лючками гермоотсеков, обвязкой по периметру, за которую можно держаться, если вы покинули каяк при оверкиле, эластичными жгутами багажных отсеков спереди и позади кокпита, ручками для переноски каяка, держателями весла. Если каяк имеет скег – он оборудуется бобышкой привода скега, а если имеет руль – педалями рулевого управления и тросовой системой подъема –опускания руля. Также в виде опции некоторые западные производители предлагают устанавливать на каяк электропомпу для откачки воды из кокпита. Некоторые каяки имеют специальное углубление на деке для установки стационарного каякерского компаса. Однако на любых каяках можно установить модели каякерского компаса, закрепляемые с помощью специальных шнуров.


В заключение, даем ссылку на известный западный интернет-ресурс, на котором разбираются вышеперечисленные и другие вопросы, связанные с типами каяков, их характеристиками, а также вопросы, связанные с производством каяков: www.kayarchy.com (на англ. языке).


(С) «ООО Тольмарин», «ООО Самбот». Данный материал является интеллектуальной собственностью «ООО Тольмарин» и «ООО Самбот». Полная или частичная перепечатка материала без ссылки на данный первоисточник запрещена.